Страницы: (1) 1
Alihena
 
  • Group Icon
  • Статус: Светлая Память Иришка.Ты жива пока Мы Тебя помним.
  • Member OfflineЖенщинаСвободна
В каждом городе, деревни да как и в каждом крае есть свои Сказки, Легенды и Притчи да и просто свой фольклор ... поделимся тут им ...

Расположен монаВашего краястырь в Наровчатском районе Пензенской области в 1,5 км к юго-востоку от Наровчатского Троицкого Сканова женского монастыря в недрах горы Плодской (Пещерная, Городок). О времени возникновения здесь первых рукотворных пещер ходит множество легенд, однако достоверной информации нет. Как сообщают «Пензенские епархиальные ведомости» (1877), «В 1, 5 версте от монастыря находится гора, называемая «Городок». Внутри горы в разных направлениях ископаны пещеры шириной в 18, вышиной (сводом) в 40 вершков,.. и на образец малых комнат сделаны затворни, без всяких украшений. Над ископанием их первый трудился послушник обители Иоанн, за ним и другие, но более всех монах Арсений 2-й, который почти всегда и жил здесь». Действительно в начале XIXв. пещеры активно разрабатывались при участии Иеромонаха Арсения, являвшегося настоятелем Троицкого Сканова мужского монастыря с 20 июля 1825 г. по январь 1827 г. После увольнения от должности по состоянию здоровья он удалился в пещеры и продолжил «строительство» келий и подземной церкви.

О возникновении пещер близ посёлка Наровчат ходят легенды. Согласно одной из них, давным-давно на берегу реки жил монах-отшельник по имени Скан. По преданию, он вырыл себе пещеру, стал в ней жить и служить Богу. Там были кельи и церковь, поскольку сохранились церковно-славянские надписи. В пещерах даже захоронены святые мощи, как и в Киево-Печерской Лавре
На трёх ярусах наровчатских пещер насчитывается около 20-ти больших и малых келий, сводчатые потолки и стены которых, как вспоминают очевидцы, были побелены, а в маленьких нишах в проходах перед каждой кельей стояли зажженные свечи. В одной из келий хранится старая икона. Все три яруса наровчатских пещер – это около 635 метров, уходящих на глубину 14-ти-этажного дома. 4-й и 5-й ярусы пока не открыты. Температура внутри пещер не поднимается выше 4 градусов тепла. В некоторых местах можно даже обнаружить лёд. Старожилы вспоминают, что в начале XIX века наровчатские пещеры имели очень привлекательный вид. Основной вход был выложен камнем с красивым орнаментом. Под горой, у входа располагался своеобразный архитектурный комплекс: пещеры, две часовни и церковь. Под тенистыми развесистыми деревьями у прозрачного холодного родника стояла скамейка, где могли отдохнуть уставшие путники. Со строительства пещер началась история знаменитого Троице-Сканового монастыря, расположенного в паре километров отсюда. На горе у входа в пещеры при настоятеле монастыря архимандрите Амвросии была построена церковь во имя Киево-Печерской Божией Матери и преподобных Антония и Феодосия, Печерских чудотворцев. Начата постройкой в 1866 году и окончена в 1870 г. Освящена 6 сентября 1870 г. преосвященным Григорием. По словам патриарха Алексия II, монастырь – это жемчужина всего Пензенского края. Впрочем, весь этот неоглядный край наполнен отзвуками событий и подвигов столь стародавних, что не помнят их ни красавец-монастырь, ни таинственные Скановы пещеры. В 1237 году, когда монгольские орды двинулись на запад, их передовые части быстро достигли Скани. Здесь в то время жило легендарное племя буртасов. Отказавшись подчиниться батыевым полчищам, храбрые степняки, во главе со своей княгиней, прекрасной Норчаткой, решили дать бой захватчикам. Неравное сражение развернулось в этих местах, вдоль древнего оборонительного вала. Вал этот сохранился до сих пор, он пролегает в полукилометре от пещер. Сейчас он зарос вековым лесом и осыпался, но до сих пор является трудным препятствием для всякого путника или грибника.
©
Alihena
 
  • Group Icon
  • Статус: Светлая Память Иришка.Ты жива пока Мы Тебя помним.
  • Member OfflineЖенщинаСвободна
ФОЛЬКЛОР РУССКИЙ, в Пензенском крае образовался в процессе русской колонизации Посурья: переселенцы приносили с собой свои верования, песни, обряды и прочее. К этому времени основные эпические жанры общерусского фольклора – былины, легенды, наиболее старинные исторические песни уже сложились, были архаичны и у местного населения практически не сохранились, остались лишь те, которые были связаны с историей края: это завоевание Иваном Грозным Казани, движение Разина и Пугачева.

Несколько благополучнее оказалась судьба обрядовой – календарной и свадебной поэзии. Но и эти традиционные жанры в 20 веке интенсивно разрушаются, исчезают или деформируются; забываются многие сюжеты и обряды. Незначительная часть старинного обрядового фольклора сохранилась в памяти лишь отдельных лиц престарелого возраста.

Более устойчивой оказалась лирика бытовая, любовная, шуточная, песни литературного происхождения. Постоянно пополняется репертуар частушек и припевок. Здесь важную роль играют самодеятельные фольклорные ансамбли, культивирующие интерес к старинным песням и новому творчеству.

Хотя большинство народных обрядов и устных поэтических произведений являются общерусскими и их аналоги или варианты известны по записям в других регионах России, некоторые песни, записанные в Пензенском крае, по-видимому, оригинальны и параллели к ним в других источниках не обнаружены. Это свадебные песни «Радетельница моя матушка», «Вдоль по морю, морю синему», «Виноград в саду цветет» и другие; рекрутские песни «Не чаяло красно солнышко», «Верхозим – село богато», лирические «Через темный лес высокий», «Как стелется репей», «Селезень утку ловит» и другие, всего более двух десятков. ©
0 Пользователей читают эту тему (0 Гостей и 0 Скрытых Пользователей)

Страницы: (1) 1



Интересные топики

Сделай сам!

Уфимец ты кто?

Пермяки а кто и как из вас...

Компьютерная тема.

Самарский юмор.